Вторник, 14.05.2024, 07:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Профориентация
Категории каталога
Мои статьи [0]
Профориентация [30]
Профориентация
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
А вы выбрали профессию?
Всего ответов: 74
Мини-чат
Главная » Статьи » Профориентация

Дзевенский Б.Э. «Возможности применения информационных технологий в профориентационной работе с молодежью»
Современное общество за последнее десятилетие сделало огромный шаг в сторону превращения в информационное общество. Получение информации приобретает новое значение. Человек, вовремя получающий информацию и умеющий ее правильно применить, зачастую имеет преимущество в учебе и карьере. 

Вполне закономерно рассмотреть, как можно применить эти технологии в профориентационной работе с молодежью, так как именно она проявляет наибольший интерес к использованию достижений информатизации. 

Прежде всего, информационные технологии используются для сбора, хранения и предоставления информации в форме так называемого «электронного архива» - программ или комплекса программ, применяющихся для внесения и удаления информации, поиска по названиям и содержанию, составления различного вида отчетов и диаграмм. В настоящее время в большинстве центров профориентации обходятся возможностями пакета Microsoft Office. Однако в скором будущем может назреть необходимость перехода на пакеты, использующиеся в корпоративном делопроизводстве (к примеру, Lotus Notes). Это диктуется необходимостью обмениваться информацией между центрами профориентации в режиме реального времени и созданием единой профориентационной сети с возможностями увеличения объема информации и облегчения доступа к ней вне зависимости от географического положения.

Важный аспект работы центров профориентации – владение информацией о предпочтениях учащейся молодежи, которой вскоре предстоит выйти на рынок труда. С этой целью центрами регулярно проводятся социологические опросы и анкетирование. Чтобы облегчить получение результатов таких опросов, можно использовать программы, позволяющие автоматизировать проведение расчетов и создание отчетов, основанных на результатах. Примером такой программы может быть разработка программного продукта Республиканского центра профориентации молодежи. 

Универсальность этого проекта заключается в возможности быстро изменить такие настройки программы, как количество вопросов и вариантов ответов в анкете, числовые характеристики, необходимые для расчетов, приспособить для любого вида опросов. Программы такого типа после несложной модификации можно применять для проведения анкетирования не только в школах, но и в ССУЗах, ПТУЗах, ВУЗах. Возможность составления отчетов по различным выборкам облегчает взаимодействие центров между собой, а также с министерствами и ведомствами республики и региона.

Невозможно обойти вниманием и всемирную сеть Интернет. По статистике в СНГ возраст среднего пользователя всемирной «паутины» не превышает 30 лет (в мировом масштабе порядка 30-40% пользователей глобальной сети - молодежь). Поэтому в области применения информационных технологий в профориентационной работе с молодежью Интернет может занять одно из ведущих мест. 

Использование глобальной сети тоже резко повышает внимание молодых людей к работе центра, увеличивает интерес к профориентации в целом. Так, за четыре месяца работы сайта Республиканского центра профориентации молодежи его посетили 145 пользователей сети из 6 стран СНГ и Западной Европы. Наличие собственного сайта (web-страницы, web-ресурса) позволяет оперативно предоставлять информацию, обмениваться опытом с коллегами, проводить конференции (вплоть до видеоконференций), осуществлять обратную связь, публиковать пресс-релизы и проводить рекламные акции. В перспективе возможно создание электронной энциклопедии, «музеев профориентации», проведение различных мероприятий непосредственно в сети. 

Описанная выше система мониторинга трудовых предпочтений молодежи в будущем станет более доступной благодаря преимуществам использования Интернет-технологий.

С развитием кибернетики и средств искусственного интеллекта появилась возможность создания так называемых экспертных систем – комплекса программ, предназначенных для извлечения знаний эксперта в какой-либо области для последующего использования менее квалифицированными в данной области пользователями. Применительно к профориентации молодежи такой системой может быть комплекс тестов, направленных на выявление трудовых склонностей и личностных характеристик. Наличие и использование такой системы означает значительное облегчение деятельности психолога, освобождающее его от рутинной бумажной работы и оптимизирующее его труд в ходе консультаций. 

Возможности использования дизайнерских пакетов с точки зрения маркетинга также открывают новые горизонты в области рекламы центров профориентации и оказываемых ими услуг. Красочные буклеты, объявления в общественном транспорте, информационные листовки оказывают положительное влияние на имидж Центра, привлекая новых клиентов, средства массовой информации, а, возможно, и спонсоров. Применение средств компьютерной верстки (Page Maker, Microsoft Word) позволяет прямо в стенах центров профориентации создавать брошюры, методические пособия и учебники (в том числе и электронные). 

Применение информационных технологий, однако, не должно ограничиваться стенами центров. Существуют возможности проводить различные профориентационные мероприятия, так или иначе связанные с применением технических новинок, в школах. Благодаря применению информационных и коммуникационных технологий, центры могут проводить конкурсы среди будущих дизайнеров, архитекторов, биологов, математиков, инженеров, программистов с целью выявления и поддержки талантливой молодежи в области избранной сферы деятельности, пропагандируя тем самым возможности информатизации в той или иной профессии.

Широкие возможности центрам профориентации открывает пакет для работы с векторной графикой Macromedia Flash. Возможность создания анимаций и презентаций, программирование обучающих и развивающих игр, создание web-страниц, предоставление информации в необычном варианте – вот краткий список того, что можно создавать с помощью этого пакета. Красочность и возможность интерактивного участия пользователя неизбежно привлекут молодежь к продуктам этой технологии.

Для ознакомления молодежи с миром профессий в центрах профориентации существуют банки профессиограмм. С помощью пакета Macromedia Flash в Республиканском центре профориентации молодежи создана экспериментальная профессиограмма профессии «Экономист», выгодно отличающаяся от версии, выполненной в Microsoft Word. В ближайшем будущем намечается дальнейшее создание подобных презентаций.

В данном материале освещается только небольшой объем возможностей применения ИКТ в таком важном направлении работы с молодежью, как ее профессиональное становление. Внимание государства к проблемам молодежи, инвестирование в образование позволяют надеяться на продолжение и расширение деятельности в этом направлении.

Категория: Профориентация | Добавил: TT (18.03.2009)
Просмотров: 2305 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: