Пятница, 26.04.2024, 06:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Профориентация
Форма входа
Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Вы прошли тест Художник или мыслитель?
Всего ответов: 41
Мини-чат
   Эффективность всякого явления определяется, во-первых, необходимостью этого явления всему обществу, во-вторых, наличием у него правовой основы. Все это в полной мере относится и к профориентации.
   Профориентация – научно-практическая система государственных мероприятий по подготовке подрастающего поколения к осознанному выбору профессии. Ее необходимость очевидна, потому что,
- во-первых, профориентация обеспечивает одно из неотъемлемых прав человека – право на свободу профессионального самоопределения в соответствии со своими интересами, способностями и потребностями рынка труда;
- во-вторых, профориентация может оказывать (при надлежащем осуществлении) влияние на изменение ситуации на рынке труда в лучшую сторону. Уровень молодежной безработицы высок. Объяснения тому – отсутствие достаточного внимания к такой задаче школы, как пропаганда рабочих профессий; отсутствие согласованности между учебными заведениями, которые готовят специалистов, и работодателями, которые нуждаются в них; отсутствие реакции чиновников, ведающих вопросами образования, на ситуацию, когда все большее количество учебных заведений (и государственных, и частных) открывают все большее количество факультетов по определенным специальностям (экономика, правоведение и т. д.) и штампуют специалистов, пополняющих армию безработных; отсутствие знаний у выпускников школ о положении на рынке труда.
Эффективность профориентации будет повышаться при наличии у нее правовой основы. Создание правовой основы можно связать с началом современного этапа деятельности профучреждений и появления первых документов, регулирующих профориентационную деятельность. В 1984 году в стране началось создание центров профориентации. Три из них действовали и действуют сегодня в нашей республике: в Минске, Гродно, Новополоцке (ныне филиал Витебского областного центра профориентации).
   Деятельность центров строилась в соответствии с Постановлением Министерства труда РБ от 27 февраля 1996г. №18 «Об утверждении Положения о центре профессиональной ориентации молодежи». Позже было принято Постановление Совета Министров РБ от 14 октября 2000г. №1598 «О развитии системы профориентации молодежи», и Минский городской центр был преобразован в Республиканский, а Гродненский городской – в Гродненский областной.
Можно сказать, что только эти два акта имеют хоть какую-то силу и регулируют профориетационную деятельность. Но регулирование это идет однобоко: регламентируются только вопросы преобразования центров и содержание их деятельности.
   Международным законодательством профориентация поддерживается. Существует Конвенцией №150 «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация», принятая генеральной Конференцией МОТ в г. Женеве 7 июня 1978 г. Она содержит в себе норму, наделяющую органы по регулированию вопросов труда в национальной системе обязанностью участвовать в разработке программ развития людских ресурсов, включая профессиональную ориентацию. Методы этого участия должны устанавливаться национальным законодательством. Таким национальным органом у нас является Министерство труда и социальной защиты, а формы его влияния на ситуацию с профориентацией должны регулироваться национальным законодательством. Из национальных актов у нас существует Положение о Министерстве труда и социальной защиты РБ, которое содержит лишь норму об отнесении центров профориентации к структуре Министерства, и Положение об организации и проведении профориентации безработных, других категорий населения в государственной службе занятости. Но эти службы не в состоянии при их деятельности по обеспечению занятости населения осуществлять профориентационную работу в таком объеме, как это делают центры профориентации. Профориентация может быть эффективна лишь в центрах профориентации, существование которых необходимо.
   Существуют акты, хоть и утвержденные соответствующими постановлениями министерств и ведомств, но действующие лишь формально. К ним относятся:
1. Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь. Это один из документов, наиболее полно регулирующий профориентационную деятельность.
2. Положение о Республиканском координационном совете по профориентации молодежи. Этот документ существует номинально, хотя очевидна необходимость в придании ему действенной силы.
3. Программа развития профориентации молодежи на 2002-2005 гг. Этот нужный документ содержит только перечень мероприятий, но не раскрывает их содержание. Выполняет его добросовестно только РЦПОМ, хотя «подписались» под конкретными пунктами и другие организации.
   Все эти документы так или иначе регулируют деятельность по профориентации. И их явно недостаточно.
   Теперь обратимся к Указу Президента РБ от 18.07.2001г. №399 «Об утверждении Концепции государственной кадровой политики РБ.» Одно из приоритетных направлений кадровой политики в обществе - принятие мер по профориентации молодежи, поддержке молодых специалистов. К организационно-методическому обеспечению кадровой политики относится координация действий субъектов кадровой политики (к которым относится, несомненно, и центр профориентации), расширение сети консультационных организаций в области работы с кадрами, развитие системы ее психологического сопровождения. Т.е. уже на высшем уровне декларируется принцип развития кадрового потенциала и эффективности его использования в соответствии с ситуацией на рынке труда. И кто, как не организаторы профориентации, призваны помочь реализовать его, потому что начинают работать в этом направлении на раннем этапе со школьниками и специалистами школ.
   Это говорит о необходимости законодательного регулирования деятельности по профориентации.
Поэтому можно внести следующие предложения по разработке и принятию правовых актов в этой сфере:
1. Необходимо упорядочить основные формы профориентации, более детально раскрыть их содержание и цели, очертить круг функций субъектов, действующих в каждой из форм.
2. Необходима более четкая регламентация форм и методов деятельности исполнителей профориентации в школах, их прав, обязанностей, ответственности за ненадлежащее исполнение возложенных на них функций, прежде всего психологов, соц. педагогов, т. к. их должностные инструкции содержат лишь маленькую ссылку на профориентационную деятельность.
3. Право на выбор профессии и на образование – конституционные права. Как реализуют их дети-инвалиды, дети-сироты, как обеспечиваются эти права со стороны государства? Следует разработать комплексный акт для ответа на эти вопросы.
4. В целях повышения эффективности профориентационной работы, распространения профориентационного материала, налаживания новых контактов целесообразно подумать над документом по вопросу координации профориентационной работы.Это первые возможные шаги по созданию правовой базы для профориентации. Именно с принятия соответствующих нормативно-правовых актов должны начинаться все попытки и действия, направленные на повышение эффективности профориентационной работ.

Источник

Ссылка для скачивания