Тарасюк О.А. «Профориентационная карта учащихся как форма психологического сопровождения в выборе профессии»
Выбор профессии – один из моментов, определяющих жизненный путь человека. Во-первых, это длительный процесс, растягивающийся на несколько лет, а во-вторых, событие, включенное в цепь событий профессиональной биографии человека.
По мнению Д. Сьюпера, человек должен выбирать профессию с учетом своего образа «Я» как собственно образа человека, способа мыслей о самом себе и оценки себя; интеллекта, как структуры общих способностей и способностей к обучению и научению; специальных способностей, интересов, ценностей личности, как внутренних (содержательных), так и внешних (сопутствующих процессу труда), отношения к труду, работе и профессии; потребностей, определяющих мотивы выбора профессии и успешность в этой профессии, черт личности, как наиболее общих моделей поведения человека, профессиональной зрелости, понимаемой достаточно широко.
Успешность профессионального самоопределения в значительной степени определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии, связанной
- с формированием профессиональной направленности личности,
- адекватной самооценкой способностей,
- реалистичным уровнем притязаний,
- устойчивыми профессиональными намерениями,
- достаточной информированностью.
Профессиональное самоопределение - длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Это один из главных компонентов социализации личности.
Поэтому на уровне школы работа по изучению и формированию профессиональной направленности личности учащегося должна быть системной, то есть в ней должны участвовать и администрация школ, и педагоги, и школьные психологи, и социальные педагоги, и, обязательно, сами учащиеся. Кроме того, в профориентационной работе активно должны участвовать и родители школьников.
Своевременная помощь, оказанная школьнику в выборе профессии, не только помогает ему организовать непосредственно учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).
Такая работа побуждает школьника задуматься о себе, о своем будущем, дает толчок к активизации самопознания, способствует профессиональному самоопределению личности.
Планомерное и долговременное изучение профессиональной направленности позволяет не только изучить, но и развить интересы и склонности каждого школьника. Одной из форм такой работы является профориентационная карта учащегося. Полученная с ее помощью информация может быть использована для проведения с учащимися работы по профессиональному просвещению и консультированию.
Рекомендуемая профкарта, которую, как предполагается, будут заполнять классные руководители на каждого ученика под руководством школьного психолога, позволит систематизировать знания о нем и будет способствовать процессу профессионального самоопределения учащегося. Карта позволит выявить учащихся, не определившихся с выбором профессии, нуждающихся в профконсультации психолога, и следить за результативностью профконсультационной работы.
Диагностику профессиональной направленности учащихся, их интересов и склонностей, наличия и обоснованности профессиональных планов в период обучения в 7-11 классах предлагается проводить с помощью опросников и анкет, широко апробированных и достаточно информационных.
Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи предлагает два варианта профкарты: бланковый и компьютерный, позволяющий значительно облегчить и ускорить процесс внедрения профкарты на каждого ученика, а также предлагающий профинструментарий для школьного психолога, который будет незаменим при проведении профконсультаций:
Изучение личности учащегося в профориентационных целях предлагается проводить по следующим этапам:
- Уровень развития познавательных процессов (внимание, память, воображение, мышление, речь);
- Индивидуальные особенности (темперамент, характер, способности);
- Другие методики по профессиональному самоопределению.
Наиболее важную характеристику профессиональной направленности - склонности человека к работе в различных видах профессиональной деятельности выявляют дифференциально-диагностический опросник (ДДО) и различные варианты опросника профессиональной готовности (ОПГ, ОПГШ). Предлагаемые карты интересов дают возможность выявить познавательные и профессиональные интересы учащихся.
Девятые и одиннадцатые классы являются итоговыми в профессиональном самоопределении, принятии решения о выборе профессии. Для анализа профориентационной ситуации в это время предлагается дополнительно использовать методику "Направленность. Интересы. Намерения" (НИН), позволяющую оценить степень сформированности, обоснованности и устойчивости профессиональных намерений. Целесообразно классным руководителям (школьным психологам, социальным педагогам, профконсультантам) при обосновании профессионального выбора учащихся 9-х и 11-х классов провести в выпускных классах профориентационное анкетирование учащихся и их родителей.
Использование рекомендуемых методик не требует специальной подготовки и может быть осуществлено классным руководителем самостоятельно или под руководством школьного психолога. Полученные результаты являются основанием для профориентационных рекомендаций, причем, следует обращать больше внимания на устойчивость профессиональных намерений и их соответствие индивидуальным особенностям личности, на ее профессиональную направленность, а также на мотивацию профессионального выбора.
Внедрение профкарты позволит классному руководителю прослеживать динамику развития интересов и склонностей, формирования профессиональной направленности личности учащегося.
Профкарта позволит своевременно выявлять и оказывать профконсультационную помощь не определившимся в своем профессиональном выборе учащимся и контролировать успешность профконсультационных мероприятий.
Профкарта будет незаменимым источником информации о профнаправленности учащегося, обратившегося в службу занятости, с целью либо поступить на работу, либо получить специальность на профильных курсах.
Профкарта, внедренная в каждой школе, позволит с учетом запросов рынка труда в квалифицированных кадрах делать прогнозы в масштабах Республики Беларусь и разрабатывать соответствующие рекомендации по изменению экономической ситуации.